?

Log in

T2: Трейнспоттинг - Записки КЕННИтического зомби [entries|archive|friends|userinfo]
germes

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

T2: Трейнспоттинг [Jun. 1st, 2017|01:03 pm]
germes
[Tags|, , , ]

"T2: Трейнспоттинг" ("T2: Trainspotting")



Есть такое золотое правило: сиквелы всегда хуже первых частей! Из него есть исключения (классический пример - "Терминатор 2"), оно не касается изначально франшиз (как то "Гарри Поттер" и "Властелин колец"), но как правило все так. Как правило, сиквел - это просто попытка заработать еще немножко денег на известных героях или яркое свидетельство того, что фантазия создателей иссякла окончательно. Поэтому, между прочим, к сиквелам так и относятся. В основном. И хочется иногда сказать, слезным таким и жалостливым голосом: "Ну не лезьте, ну не лезьте к святому!..". Теоретически, фильм "T2: Трейнспоттинг" мог оказаться "правильным" продолжением. Из всех возможных сиквелов, второй "На игле..." имел больше всего оправданий для своего появления и существования. Режиссер остался прежний - великий и ужасный Дэнни Бойл. Актерская команда сохранена по максимуму - все кто мог появится в кадре, все появились. Более того, было даже литературное продолжение - книга "Порно", на котором частично и основана новая картина! Так что аргументы за съемку весьма сильны. Аргумент же против заключался в том, что изначально было понятно, что до первого фильма не допрыгнуть. Даже теоретически. Это лучший британский фильм за последние 60 лет (оценка не моя, понятное дело), как с таким вообще можно тягаться? Но Бойл решил по-другому, и он был в своем праве. И "Т2" таки появился на свет. Сказать что он плохой? Ни в коем случае. Он хуже оригинала, но как отдельное кинопроизведение да и, не будем кривить душой, даже как вторая часть - он действительно хорош. А если б не навязчивый подсознательный вопрос "Ну зачем вы это сняли??", который не отпускал во время просмотра, было бы и того лучше.

Сюжет имеем следующий. С момента финала "На игле" прошло двадцать лет, из которых большую часть времени главный герой - Эван МакГрегор провел в Голландии. Весьма странный выбор места проживания для бывшего наркомана, но у него там и жена была, и работа. Но вот он вернулся в Шотландию. Удивительно, но остальные участники солирующего квартета тоже были живы. Джонни Ли Миллер владел небольшим баром, в который мало кто ходил, мало кто там пил, и еще меньше тех, кто за выпитое платил. Так что он перебивался мелким шантажом, выращиванием травки, другими грешками и лелеял мысль открыть сауну (а на самом деле - бордель). Роберт Карлайл еще не вышел из тюрьмы, впрочем, характер у него не поменялся ни на йоту. И, наконец, Юэн Бремнер вернулся к старому: у него была работа, он часто виделся с сыном, но из-за чертового летнего времени он потерял все, и снова прочно сел на иглу. Визит МакГрегора, который должен был продлиться буквально пару дней, затянулся. Старые друзья встретились, а потом к ним и старый враг подтянулся. И нельзя сказать, что эти встречи радикально поменяли жизни главных героев. Но они хотя бы попытались.



Откровенно говоря, я плоховато помню первую "На игле". Я смотрел фильм как минимум пару раз, но достаточно давно. Но мне искренне казалось, что в первой части несмотря на некую сумбурность, магистральный сюжет все-таки был. В "T2: Трейнспоттинг" ситуация несколько другая. Тут сценарные линии сильно распорошены, и собираются воедино с большим трудом. Тут есть линия Бремнера - он не желает участвовать в аферах своих приятелей, но зато пытается следовать совету МакГрегора и направить желание уколоться во что-нибудь более продуктивное. Тут есть линия Карлайла, который возвращается к ограблениями и пытается к тому-же приучить своего сына, у которого дела без папашки шли гораздо лучше, и который успешно учится в колледже. И, наконец, есть третья линия - МакГрегора и Миллера. Эта пара пытается провернуть инвестиционную махинацию, но нарываются на старые грабли банального предательства. К этому можно добавить подобие любовной линии с восточно-европейской проституткой, которую из главных героев хотели все, кроме Карлайла. Нельзя сказать, что линии эти не пересекались, но пересечения казались неестественными и даже каким-то натужными. И это была первая проблема фильма.

Проблема вторая - герои слишком стары для своих приключений. В первую очередь это касается Миллера и МакГрегора. Сами актеры выглядят чудно, тут вопросов нет. Но по сценарию им под пятьдесят! Когда в "На игле" носились молодые пацаны - это было понятно и естественно. Но тут примерно тоже самое делали товарищи, которым скорее о пенсии думать пора. Конечно, накал беготни и драк стал значительно меньше (хотя финальная схватка с унитазами была хороша), но даже то, что было, выглядело несколько аномально. Ну негоже таким взрослым мужчинам так себя вести! Честное слово, негоже. А вот Карлайл и Бремнер вели себя адекватно. Персонаж Бремнера был старым наркоманом и делал ровно то, что положено делать старым наркоманам. Ну а Роберту с персонажем повезло: он был взрывным и опасным, и прямо как шотландский виски, с годами становился только лучше. Плюс сценаристы полной ложкой насыпали ему разных "возрастных болячек", так что получилось не только правдоподобно, но еще и весело кое-где.

Проблема третья была уже не столь существенной. Как по мне, так Бойл напрасно собрал всех старых героев. К примеру, МакКидд, если я правильно помню, еще в первом фильме помер (не актер, конечно, а персонаж евойный) - так в чем был глубокий смысл флэшбека с его участием? Мне вообще вся эта сцена на импровизированном кладбище не шибко понравилась. Или возьмем, к примеру, Келли Макдональд. С ней одна всего сцена, так жалко, что ее так мало... А ведь в первой части она была важным персонажем! А еще из титров я с удивлением узнал, что в картине снялся и сам Ирвин Уэлш. Видимо пример Стэна Ли оказался заразительным. Но, откровенно говоря, никак не могу вспомнить, что он в "Т2" делал и кто такой этот самый "Майки Форрестер".

Но не проблемами едиными жива вторая "На игле". И далеко не только ими - не даром же у фильма 76% рейтинг на Rotten Tomatoes. В фильме целая куча классных сцен, занимательных сюжетных решений и тому подобных плюшек. На достоинствах тоже нужно остановиться поподробнее - они реально того стоят. К примеру, Бойл не был бы Бойлом, если бы мастерски не играл на ностальгии по старой ленте. Ностальгии оной будет немало и давить на нее будут с самых разных точек зрения. Это и немногочисленные прямые вставки, и разнообразные аллюзии, и первоклассные видеоэффекты: к примеру на фоне старого МакГрегора по той же локации, что и в первой части, пробегали "юные" МакГрегор и Миллер. Сюда же добавьте Карлайла, кайфующего от рассказов о "славном прошлом", написанных "Кочерыжкой", и сам "Кочерыжка", который, по сути дела, становился Ирвином Уэлшом, ведь из его исписанных желтых блокнотов явственно проступало то, что в будущем (а вернее сказать, в прошлом) станет новеллой "Trainspotting".

Атмосфера опять же. Бойл всегда умел передать ее просто мастерски, и "На игле 2" не стал исключением. Депрессивность осталась, но причины за двадцать лет изменились. Весь мир не умирает, и даже в Шотландии все благополучно. Умирает лишь "мирок" главных героев. Новые технологии, джентрификация выдавливают работяг, бедовых парней, мелких жуликов, жалких наркош и заменяют их на молодых да перспективных, или просто послушные "белые рубашки" из среднего класса. Герои не успевают приспособиться, к примеру, именно по этой причине потерял работу в Голландии МакГрегор, а потому опять остаются на обочине в дали от пикников. Только и остается, что смотреть телек и чесать языком о былом. Так что дорогу в будущее немного парадоксально находит только Бремнер. Раньше его писанина вряд ли бы кого заинтересовало: кому интересно читать о драках в баре, если можно пойти и подраться в баре. Ну или хотя бы посмотреть. Но прошло двадцать лет, тема стала экзотической. А потому вернулся и интерес!

Я уже упоминал, что в фильме много классных сцен, и теперь чуть-чуть подсыплю подробностей. Снова была офигительная сценка в туалете. Конечно, никто не нырял в толчок с головой, но все равно получилось неплохо. Но лучшей я бы назвал всю линию с ультра-лоялистами. У них потырили кредитки (замаскировав кражу песенкой с рефреном "Всем католикам трындец!!), а потом сняли немало фунтов, введя в качестве пароля "1690" - год битвы на реке Бойн, в которой католики-якобиты с разгромным счетом проиграли сторонникам Вильгельма Оранского. Выстроено все просто идеально, и даже несколько обидно, что все спертые столько блестящим образом деньги пришлось отдать адвокату Келли Макдональд, что по большому счету обнулило такой яркий плюс. Ну и одной фразу: картинка в "На игле 2" очень хороша. Рука мастера чувствуется и в монтаже, и в изменениях скорости, и в цвете. И хоть наркотрипов стало совсем мало, Бойл нашел многочисленные точки приложения своего таланта чудесным образом выстраивать кадры.

Теперь что касается основной темы. Даже в первом "На игле" идея "наркотики - зло" не была абсолютной. Тут и не пахнет даже однозначностью "Реквиема по мечте". Герои то слазили с наркотической зависимости, то снова гоняли по венам "хмурого", и идея "завязывай с наркотой и начинай новую жизнь" если и читалась, то где-то между строк. В "T2: Trainspotting" все еще более призрачно. Имеется один позитивный пример - это Юэн Бремнер, у которого слегка отошедшие от героина мозги проявили неожиданную склонность к писательскому мастерству. Но ведь был в фильме и обратный пример, то есть возвращение к губительной привычке. А Джонни Ли Миллер так и вообще, если не кололся, так только потому, что нюхал все время. И никакой нравоучительной морали в финале тоже не будет, ну если не считать таковой идею "Дождись подходящих условий и кидани своих друзей". Впрочем, в первой части ее - морали, тоже по большому счету не было.

Актеры. Учитывая, что основных своих звезд Бойл сберег, актерская составляющая давала самый минимум возможностей к ней попридраться. Давили и колоритом, и мастерством. МакГрегор, как самый "правильный" из компашки был, пожалуй, и самым скучным. Правда в таком квартете быть "самым скучным" не зазорно, и свою партию отыграл он просто блестяще. Остальные трое - комментарии излишни, но они будут. Юэн Бремнер - ну кто лучше него мог бы исполнить партию старого наркомана-неудачника? У него даже внешний вид идеально подходил к образу, что уж говорить о поведении, речи и выражении лица. Джонни Ли Миллер - насквозь неправильный, злой, мстительный, но отходчивый. Сперва он жаждал свести счеты с МакГрегором за концовку первого фильма, но потом общий замысел и старая дружба пересилили. Отбить привкус Холмса из "Элементарно", как по мне, так не совсем получилось, но зато Джонни очень нежно и искренне был безответно влюблен в свою проститутку, которой собирался наладить карьеру, сделав ее мадам. Но лучше всех предсказуемо стал Карлайл. Я уж думал он в своем "Однажды в сказке" заржавел совсем. Ага, шас! Пороха в нем столько, что на целый пороховой заговор хватит (я знаю, что пояснять шутки - дурной тон, но это забавно, потому что Карлайл играл Якова I в "Заговоре против короны"). Карлайл сочно злился, сочно расстраивался, сочно ненавидел и очень сочно предавался воспоминаниям! Вот что получается, когда отличный актер на все 100% соответствует образу. По этому параметру он ни в чем Бремнеру не уступает.



Выводы. Все равно первая часть "На игле" была лучше. Она была уместнее, интереснее, моложе. Да и просто лучше. Но это не означает, что "T2: Трейнспоттинг" плохой фильм. В нем есть свои плюсы - целая куча плюсов: от хорошего музыкального сопровождения до просто бесподобных актеров! Другое дело, как мне кажется, даже Дэнни Бойл не совсем понимал, зачем он снимает сиквел. А потому и зрителю трудно понять, зачем его смотреть. Хотя... Ну я вот посмотрел и получил удовольствие! Чуть меньше, чем планировал, но нельзя быть настолько требовательным.
LinkReply